Конспект занятия цветового игротренинга
Тема: «Путешествие в зелёную страну»
Цель:
Развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы средствами цветового игротренинга.
Задачи:
1. Расширение представления детей о зеленом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания.
2. Развитие диалогической речи.
3. Развитие слухового и зрительного внимания, тренировка механической памяти, развитие воображения.
4. Развитие умения ориентироваться в пространстве.
5. Закрепление умения длительно и плавно выдыхать, достижение координации дыхания, голосоподачи и движения тела.
6. Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений.
7. Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
Оборудование и материалы:
Предметы зеленого цвета: бруски, кубики, колпачки, листья из бумаги, лента, бусы, игрушки, ткани, шарик, мяч, нитки, клубки, пуговицы, карандаш, пластилин, елочка и др.
Ход занятия
Вступление
Психолог предлагает детям отправиться в путешествие по сказочной стране. В стране какого цвета мы окажемся надо догадаться.
Зеленый цвет ласкает в полдень тенью,
Дарует он покой душе и зренью.
И травы зелены, и тьма в лесах,
Зеленый цвет колеблется в глазах...
Психолог предлагает продолжить стихотворение и назвать любые зелёные предметы. Каждый ребенок, назвавший что-либо зеленое, проходит на ковер и садится в позу расслабления.
ПОГРУЖЕНИЕ В ЦВЕТ
Упражнение 1. Ощущение цвета.
Вот мы и в зеленой стране. Выпрямите спинку, расслабьте плечи, опустите свободно руки, расслабьте личико и внимательно посмотрите на все предметы зеленого цвета. Каким вам кажется этот цвет?
Спокойным или тревожным?
Успокаивающим или возбуждающим?
Грустным или радостным?
Мягким или жестким?
Зеленый — цвет гармонии и равновесия. Он соединяет холодные и горячие цвета. Сам же он не холодный и не горячий. Зеленый способен успокаивать и устанавливать мир в душе. Он замечательный целитель. Зеленый помогает рассеять отрицательные эмоции, снять беспокойство, уменьшить усталость. Не случайно на природе, в окружении зеленой травы и деревьев мы чувствуем себя лучше, добрее и сильнее.
Упражнение 2. Что изменилось?
Психолог предлагает детям достать из коробочки любой предмет зеленого цвета и назвать его.
Все названные предметы дети кладут в круг.
Психолог предлагает узнать кто из детей самый внимательный.
Задание: запомнить все предметы. Закрыть глаза. По сигналу глаза открыть и сказать, что изменилось.
Упражнение 3. Зеленая змейка
Психолог: У нас в гостях зеленая змейка. (Демонстрируется зеленая змея из любого материала или иллюстрация змеи.) Она научит вас правильно дышать. Упражнение будем выполнять стоя. Поставьте ноги на ширину плеч. Сейчас мы будем слегка покачиваться вправо-влево и на выдохе длительно произносить звук «с»: «с-с-с-с-с-с-с». Губы у нас улыбаются, язычок упирается в нижние зубки, а струйка воздуха длинная и прохладная.
Упражнение выполняется медленно, спокойно и ритмично.
Упражнение 4. Лес
Психолог: Где обычно живут змеи? (В поле, в лесу, в горах, в пустыне.)
Предлагаю отправиться в лес. Кроме кроме змей мы встретим там немало зеленых зверей, птиц и насекомых. Пусть кисти ваших рук превратятся в деревья, и мы покажем наш волшебный лес. (Педагог произносит строчки из стихотворения, а дети выполняют упражнение вместе с педагогом.)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Перед началом упражнения дети соединяют ладони на уровне груди. На слове «лес» раскрывают ладони и широко расставляют пальцы. Затем ритмично под звуки стихотворения вращают кисти в лучезапястных суставах (движение от себя — к себе).
Упражнение 5. Зеленые обитатели леса
Психолог: Вот мы и в лесу. Кто назовет как можно больше лесных жителей (зверей, птиц, насекомых...) зеленого цвета.
(Зеленая ящерица, зеленая змея— лягушка... гусеница... бабочка... жучок... кузнечики т. д.)
Психолог: Сейчас каждый из нас превратится в любое зеленое существо, и когда зазвучит музыка, вы будете двигаться, как наши герои. То есть, бабочка будет летать, кузнечики прыгать, змеи ползать. Покажите, как будет двигаться ваш герой. Хорошо. Когда музыка остановится, то герой должен замереть на месте.
Психолог несколько раз включает и останавливает музыку.
Упражнение 7. Сказка «Зеленушка» (В. Кротов)
Психолог: Сейчас я вам прочитаю сказку про одно зеленое привидение. Но я не дочитаю эту сказку до конца. Конец к ней вы придумаете сами.
Одно зеленоватое привидение пугало всех подряд. Появлялось и днем, и утром, и на улице, и в магазине. Люди пугались и бежали кто куда. Другие привидения упрекали Зеленушку: Не пугай всех подряд, вон какую панику устраиваешь. А Зеленушка отвечает...
Сейчас немного поиграем. Каждый из вас по очереди будет Зеленушкой. (Педагог набрасывает на ребенка зеленый газовый платок и обращается к нему со словами: Не пугай всех подряд, вон какую панику устраиваешь. Ребенок в образе Зеленушки дает свой ответ.)
Упражнение 8. Аппликация «Зеленые приведения»
Психолог предлагает детям выполнить аппликацию. Чтобы всем было понятно какое настроение у приведения психолог уточняет как это можно изобразить.
Релаксация «Волшебный сон»
Психолог предлагает детям отдохнуть на волшебной полянке под релаксационную музыку. Проводит рефлексивный анализ.
Итог занятия
Наше путешествие в Зеленую страну подошло к концу. Что вам больше всего понравилось в Зеленой стране?